12.10.2018 11:11


Нашли любительское видео из Кирово-Чепецка конца 1990-х и сквозь дрожащую жутку съёмку увидели страшные дороги, бесконечную грязь, блокпост на въезде в город, старые заправки, мотоциклы с колясками и... много молодёжи.
Нарезали самые показательные кадры, передающие дух того времени.

Замершие стройки

Нельзя сказать, что в тяжёлые девяностые строительство замерло наглухо. Какое-то время после развала СССР оно продолжалось в «полуавтоматическом» режиме. И построено было едва ли не больше, чем за последующую четверть века: построен проезд Перевощикова, закончена основная часть проспекта Россия, дома на улице Победы, сдан дом № 5/2 по ул. Сосновой. Но девяностые были ещё и временем брошенных начинаний. Стройки замирали ровнёхонько на этапе фундамента, или на стадии возведения коробки. Недостроями из той эпохи и воспользовались строители спустя десятилетия. Так, к примеру, два дома на перекрёстке Луначарского и России — коробки родом из девяностых.

Грязь везде

Кажется, мы стали забывать как выглядит действительно плохо прибранный город. То было время, когда на дорогах россыпи песчаных барханов достигали разделительных полос, мало кто следил за восстановлением газонов после раскопок, за соблюдением строительных норм в части благоустройства или за покосом травы. Глядя на мелькающие кадры исторической разрухи хочется сделать «брр». Беспорядок в организации жизни и городских процессов ощущался буквально во всём. Помните, как летом месяцами отсутствовала горячая вода? Кирово-Чепецк долго восстанавливал то, что в одночасье уничтожила перестройка в части ЖКХ. Новую партию коммунальной техники для дорог город купил только в 2002 году. Сейчас эти комбинированные дорожные машины утрачены вместе с «Коммунальных хозяйством», не пережившим искусства современных реформаторов.

Жуткие дороги

Они был ужасными. Десять лет бюджетного голода сказались на качестве дорожного покрытия. Вообразите тольк: что кроме редкого ямочного ремонта, выполненного «тяп-ляп» — не было ничего. Разбитая (как и сегодня) ул. 60 лет Октября, разваливающиеся дворовые проезды, жутчайшая дорога на Киров. Последствия брошенной инфраструктуры мы расхлёбываем по сегодняшний день. И если основные дороги удалось привести в порядок, то во дворах картина далеко не так оптимистична.

Старый добрый Перекоп

Где отдыхать, если не в Каркино? В какой санаторий създить, если не в Перекоп по путёвке от химкобмината? Любимое место горожан тогда переживало бум посещаемости, несмотря на его удалённость (делайте скидку, что личного транспорта было на порядок меньше).

Эх, молодёжь!

В 1994 году Кирово-Чепецк достигал максимальной численности. Подумать только, сто тысяч человек! А к сегодняшнему дню город потерял треть жителей. Но дело не только в общей численности, но и в проценте молодёжи. Из-за отсутствия возможности получить высшее образование на родине, в Кирово-Чепецке практически отсутствует студенчество. А где нет молодых, нет настоящей жизни и движения вперёд. Несмотря на все грехи и неустроенность жизни, четверть века назад Кирово-Чепецк был более живым, и в разы моложе. Творческая же жизнь девяностых бурлила: музыкальные группы, объединения фотографов и кинолюбителей... Названия самых известных сообществ город знает до сих пор: «Звезда», «Двуречье», «Колокол».

Тренд на мотоциклы с колясками

Мотоциклы были едва ли не единственной возможностью обрести свободу передвижения. Они были дешёвыми, сравнительно надёжными и простыми в обслуживании. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок. Поэтому четверть века назад по Чепецким дорогам колесила просто масса мотоциклов с колясками.

Неуютные остановки

Да, с личным транспортом была беда. Зато общественный был развит превосходно, пусть это и были старые ЛИАЗы (прозванные в народе скотовозами), курсирующие по городским улицам, или экспресс-маршруты с ЛАЗами, которые казались верхом комфорта. Но при всей развитости автобусного сообщения, остановочные павильоны навевали тоску. Все эти железные будки с облупившейся краской и слоями объявлений, прилепленных на пластилин.

Блокпост на въезде в город

Перерождённая в горниле перестройки Россия была воющей страной. Чеченская война и постоянная террористическая угроза — вот причины, по которым на въезде в город красовались блокпосты объединяющие функции ГАИ и МВД. Помните эту жуткую металлическую круглую будку для автоматчиков? Которой, к счастью, ни разу не воспользовались по прямому назначению.


А чем вам запомнились 1990-е в Чепецке?








[ вернуться к новостям ]