07.08.2018 15:12


Развитие Кирово-Чепецка как моногорода с устойчивой экономической ситуацией было основным лейтмотивом предвыборной компании действующего мэра Елены Савиной, команды депутатов и администрации. Эта тема остаётся доминирующей и сегодня. Выпущены десятки пресс-релизов, говорящих о потенциальных возможностях, которые открывает эта федеральная программа. Программа упоминается при каждом удобном случае на встречах и публичных мероприятиях.
Но это слова, а что насчёт фактов? Попытались разобраться как выполняются обещания, заложенные в федеральном паспорте развития моногорода, но запутались от их расхождения с реальностью.

Пояснения администрации ситуацию не исправили. Чиновники чураются публичного подведения промежуточных итогов программы. Подготовили анализ выполнения обещаний, записанных в этом документе. Что сделано, а что осталось только на бумаге?

Что это за программа? Правительство страны вспомнило о сотнях городах России с шатким положением. Городов, где жизнь полностью зависит или отчасти определяется работой одного-двух предприятий. Положение дел в таких городах далеко от здорового — беды с миграцией, с инфраструктурой, с инвестклиматом, с общественной жизнью, с комфортной средой. Правительство сформировало список из 319 моногородов, разделив их по «тяжести» ситуации на три категории. Кирово-Чепецк попал в перечень населённых пунктов с умеренной ситуацией.
Моногородам предложили побороться за федеральную помощь в двух программах: создании комфортной городской среды и комплексного развития территорий. По первой программе Кирово-Чепецк успешно вкладывает деньги в ремонт дворовых проездов и общественных территорий (здесь претензии существуют только по качеству работ).

С фондом поддержки моногородов ситуация не так однозначна, реальных денег населённые пункты ещё не получали. Активность пока сосредоточена в медиасреде — звучат вероятности, предполагаются возможности, выдвигаются обещания. К примеру, в Кирово-Чепецке в разное время успели пообещать: починить улицу Братьев Васнецовых, 60 лет Октября, два путепровода, построить объездную дорогу в районе «Южного» и дорогу на Слободской.
Предполагается, что деньги начнут выделять на «конкурсной» основе городам с наиболее годными программами развития. Программы фиксируются в специальном документе — паспорте моногорода.

Что такое паспорт моногорода? Программный документ, описывающий цели и векторы развития населённого пункта. Создание комфортной среды, развитие предпринимательства, работа с молодёжью, образование, медобслуживание, развития культуры… Во всех областях полномочий местной власти. Паспорт есть и у Кирово-Чепецка, он рассчитан на 2017–2025 годы. Часть изложенных в нём обещаний уже должна воплотиться.
Паспорт — не абстрактный набор букв, а документ, на основе которого принимается решение о финансировании и оцениваются результаты работы. Там указаны показатели и конкретные задачи со сроками выполнения. То, в чём вредно обманывать федеральный центр.

Результаты работы по паспорту моногорода опубликованы? Нет, анализ не проводился. Оценка реализации планов не становится предметом публичных слушаний, обсуждений на депутатских комиссиях, новостей или пресс-релизов. Фактически, администрация не отчитывалась о работе в этом направлении.
Ответ, полученный редакцией на прямой запрос о паспорте моногорода немногословен, не содержит полноценного разбора пунктов или оценки работы. Поэтому пришлось самостоятельно проанализовать выполнение обещаний муниципалитета. Полный документ с отметками о проваленных и спорных пунктах можно скачать по этой ссылке.

Что обещано в документе, и что сделано?

#1 Снижение трудовой зависимости от градообразующих предприятий. Собственно, активность с моногородами затевается ради диверсификации их экономики, формированию устойчивых и здоровых условий. Чепецкая администрация пообещала, что к концу текущего года число занятых на градообразующих предприятиях снизится до 14.5% от всего числа занятых в экономики. По словам чиновников, этот результат уже достигнут. Данные ЦЗН говорят, что это не так. На основных предприятиях («Уралхим» и «Галополимер», афиллированные юрлица) трудятся 5728 человек, а общее число занятых в экономике составляет 36410. Процент зависимости от градообразующих предприятий достигает 15.
Не известно как и что считали в администрации, но очевидно — муниципалитет поторопился рапортовать о снижении зависимости.

#2 Получение статуса территории опережающего экономического развития. Он не получен. Администрация пишет, что в этом процессе от них здесь мало что зависело. Но в общий план пункт с ТОСЭР включён. Получи Кирово-Чепецк такой статус, это сработало бы как драйвер инвестиционного развития. Предполагается, что в ТОСЭР существенно льготный налоговый режим и меньше административных барьеров. Но пока в городе наблюдается обратный процесс — «перепрописка» основных предприятий в регионах с более человеческими условиями и гуманным отношением властей.

#3 Дорожное хозяйство. Раздел, лидирующий по числу озвученных и несбывшихся обещаний. Починка путепроводов на 60 лет Октября и на набережной, ремонт улицы 60 лет Октября, реконструкция улицы Революции и ряда квартальных проездов… Пока можно забыть об этом. Работы номинально числились в областной программе, которую впоследствии обнулили. Существует вероятность попасть в другие региональные или федеральные программы, но пока это вилами на воде писано.
Администрация не даёт развёрнутых комментариев о дорожных обещаниях. Известно, что в силе остаётся только намерение заняться улицей Братьев Васнецовых в следующем году. Что касается глобалистского сценария с капитальным мостом и дорогой на Слободской -перспективы туманны.

#4 Поддержка народных и художественных промыслов. Из пяти пунктов плана, включающих популяризацию отраслей, трудоустройство людей с ОВЗ, развитие туристического потенциала и патриотизма — выполнен только один, проведена ярмарка «Медовый спас». Что имеет очень косвенное отношение к целям программы.

#5 Развитие малого и среднего предпринимательства. Из семи пунктов плана реализован один — формально создан «клуб молодых предпринимателей». Декларировалось, что обучение пройдут 20 молодых предпринимателей, а на выходе появится 5 инновационных бизнес-проектов. На практике, проект только один — ногтевой сервис.

#6 Модернизация городской стоматологии ЦРБ. В клинике, действительно, появилась обещанная электронная очередь для записи. На практике, пользоваться ей невозможно — горожанам, как и прежде, приходится вставать в очередь за талонами в 5–6 утра. Эффект модернизации сводит на «нет» грядущая реорганизация чепецкой стоматологии, которая рискует отразиться на качестве услуг.

#7 Решение кадровой проблемы в образовательном и медицинском секторах. Недостаток нянечек, медицинских сестёр, санитарок и педагогов не просто велик, он близится к катастрофическому. В центре занятости населения сейчас зарегистрировано 1450 вакансий, среди которых бюджетный сектор занимает существенную часть. Согласно данным паспорта моногорода, в течение восьми лет планировалось принимать на работу в медицинскую и педагогическую отрасль по 10–15 сотрудников ежегодно. На практике, желающих почти нет. В центре занятости говорят, что в медицинские сёстры за семь месяцев не было ни одного резюме.
Дополнительных мер по привлечению кадров муниципалитет не предпринимает. Механизм направления на целевое обучение, фигурирующих в планах, неработоспособен. Известны случаи, когда департамент образования отказывал выпускникам, обращавшимся с желанием трудиться в чепецкой бюджетной сфере в будущем.

#8 Спорт каждому второму. Сложно всерьёз воспринимать обещание программы, что к 2025 году половина жителей города увлекутся спортом и станут пользоваться услугами муниципальных объектов. Даже в советском Чепецке, с его массовыми лыжными стартами, процент был скромнее. Сложно верить ещё и потому, что силами Михаила Шинкарёва и Елены Савиной число детских спортивных секций уменьшается.

#9 Развитие промышленности. Самая успешная глава паспорта, поскольку не зависит от местной власти. Предприятия воплотили добровольно озвученные намерения как в части увеличения числа рабочих мест (СКБ МТ, тепличное хозяйство, завод железобетонных изделий); так и в части строительства новых объектов (логистический центр «Пятёрочка», завод по производству китайских палочек, завод по производству ДВП).
Ощутимый плюс для экономики города. К сожалению, существует нюанс: логистический центр и китайский завод почти не дали рабочих мест. На предприятиях трудятся гости из бывших стран СНГ и из Поднебесной. Китайское производство неоднократно штрафовалось за нарушения миграционного и трудового законодательства.

#10 Благоустройство. Ещё одна глава, успешная благодаря федеральным и региональным деньгам. Отремонтирован 21 дворовой проезд в прошлом году, ремонтируется 18 проездов в текущем. Процент дорог в нормативном состоянии достиг 80. Приводится в порядок Вятская набережная, вкладываются средства в городской парк. Не кривя сердцем, последние два года можно назвать прорывными для Кирово-Чепецка. Таких денег на обеспечение городской среды от федерального центра не было больше, чем четверть века.
Правда, планы паспорта были шире. На набережной обещали появление дерева желаний, ротонды, вазонов, смотровой площадки, торговых объектов и общественных туалетов.

#11 Общественные проекты. Вокруг каждого из пяти проектов благоустройства (набережная, парк, сквер, ремонт музея, спортивные площадки) предполагалась плеяда эвентов — мастер-классы, экскурсии, фестивали, лекции, воркшопы. Всё то, что делает территорию общественной и живой.
Ни один из пунктов плана не реализован. Муниципалитет не провёл ни одного мероприятия, не создал обещанных лэндинг-страниц или презентаций, избегал озвучивания подробностей благоустройства на этапе до заказа работ.

Вместо выводов. Неизвестно какие отчёты предоставляет муниципалитет в фонд поддержки моногородов и говорят ли чиновники, что существенная часть планов остаётся пунктами на бумаге. Но известно, что фонд ежегодно публикует рейтинги лучших муниципалитетов программы, и Кирово-Чепецк за успехи в этом рейтинге не отмечали. Известно также, что отклонения от планов имеют свойство накапливаться.
Выполнены те пункты программы, о чьём финансировании было известно на момент составления документа. Забыты остались вещи, которые сложно проверить. И те, что касаются взаимодействия с обществом: налаживанием диалога и совместной работы. Тут похвастаться муниципалитету нечем. Какой может быть диалог с властью, которая бомбардирует город обещаниями, но не останавливается на анализе их выполнения?







[ вернуться к новостям ]