06.07.2018 15:16


Два года назад администрация Чепецка попробовала выселить некоммерческий детский садик «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья. И стало понятно: во власти что-то сломалась, если она действует вопреки законодательству, морально-этическим нормам и логике.
Борьба муниципалитета с гражданскими институтами, к сожалению, существует и длится не первый год. Собрали воедино факты о том, какие гражданские институты оказались разрушены при сегодняшних главах и о том, как власть выстраивает взаимоотношения с НКО.

Что было? К вступлению в должности Елены Савиной и Михаила Шинкарёва в администрации действовало три общественных совета: два целевых (градостроительный и экологический) + рекомендательное сообщество при главе города. Из перечисленных, наибольшую пользу приносил градостроительный совет. Его существование позволяло горожанам узнавать о готовящихся переменах в Кирово-Чепецке. Если бы не этот совещательный орган, люди узнавали бы о планах появления очередного торгового центра по факту начала строительства. Сообщество экспертов исправило десятки нелепых проектов готовящихся строек. Ещё несколько таких исправить не получилось из-за странностей поведения обратившихся бизнесменов. Вспомнить, хотя бы, коробку с надписью «Москва» на проспекте Мира.
Благодаря экологическому совету началась модернизация правил благоустройства, а его заседания были единственным местом, где удавалось получить информацию у РосРАО о ядерных могильниках.
Специалисты работали в советах добровольно и не стоили муниципалитету ни копейки. То есть помогали в решении вопросов, возникающих от недостатка кадров или хороших идей. На них часто сетует и сама администрация.

В 2017 году постоянно действовали и получали муниципальную поддержку 23 общественных объединения:

  • Большинство из них (десять) — организации спортивной и образовательной направленности, от боксёрских и боевых клубов до школы иностранных языков).
  • Две религиозных организации (РПЦ). Плюс, четыре общественных объединения (ветераны Чернобыля, ветераны Афганистана, городская ветеранская организация и общество инвалидов).
  • Одна, ориентированная на город в целом — РОО «Чепецк.РУ».
    Плюсом можно назвать только три-четыре активных сообщества: два молодёжных (РСМ, ЛКСМ) + группа помощи бездомным животным.

У некоммерческих организаций есть особенность: они не являются бизнесом. Не борются за прибыль, а ставят другую цель — выполнение социальных функций, или самозанятость в смысле досуга (как в случае с ветеранскими организациями). В самом каноничном случае НКО образуются из активных конструктивных сообществ, объединённых одной идеей. Например, сначала компания собирается на субботник, а потом из неё может вырасти постоянно действующая организация.

Однако число действующих некоммерческих организаций почти не меняется, а их реальная активность только снижается. Этому есть два объяснения. Во-первых, в городе минимальное количество молодёжи в возрасте от 18 до 24, а именно они считаются основным драйвером активности. Новым организациям просто неоткуда появиться.
Во-вторых, экономическая обстановка и отношение власти в стране оставляют желать лучшего. Местным чиновникам общество и его институты не особенно интересны. Чепецкая новая команда управляет городом как коммерческой организацией со своеобразными критериями эффективности. Поэтому они имеют слабое представление о состоянии гражданского общества. Об НКО вспоминают раз в год, в период отчётности. Тогда раздаётся звонок из администрации: «Сколько в ваших мероприятиях было участников?».
Когда город управляется как частная контора, то на отшибе оказываются социальные функции. В свою очередь, без активизации местных сообществ и некоммерческого сектора в принципе невозможно развитие. Это базовый факт, который признаёт и чепецкий истеблишмент (во всяком случае, в официальных документах).

Что поменялось при новой власти? Ликвидирован совет при главе города (без официального объявления). Градостроительный совет больше не собирается для решения вопросов об устройстве Кирово-Чепецка. В два раза сократилась активность экологического совета.
Вместо рабочих групп, где состояли увлечённые и неравнодушные специалисты, появилось подобие общественного органа (совет при главе администрации). Который наполнили муниципальными и бюджетными работниками. Их функция номинальна, создать иллюзию легитимности, то есть поддержки горожан.

Так выглядит последовательная политика отстранения чепчан от процессов градоуправления. Власть сократила механизмы общественного участия и контроля, заменив их симулякрами, иллюзиями. Уменьшилась публичность в работе Гордумы и власти в целом, часть депутатских встреч проходят негласно (особенно если речь идёт об острых вопросах). Ответы на запросы от изданий приходят с максимальными задержками и чаще содержат отписки. Реальные обсуждения и проблемы Кирово-Чепецка всё чаще становятся «тайной серого дома».
Изменились отношения власти и НКО. За два года работы новой команды ни одна общественная организация не получила муниципальной поддержки. Наоборот: последовала конфронтация, которая привела к негативным результатам. После попыток выселения и многочисленных проверок детский центр раннего вмешательства «Сказка» вынужден прекратить работу. Есть риск, что не протянет долго и детский садик «Улыбка», который занимал со «Сказкой» одно здание на ул. Почтовой, 14. Летом у него заканчивается аренда и, судя по всему, муниципалитет не заинтересован в её продлении.

По мере истечения срока текущей аренды, выселены окажутся большинство НКО — эту стратегию администрация начала воплощать. Да, выбранный курс противоречит и нормам законодательства и идёт вопреки публичной стратегии Кирово-Чепецка. Муниципалитет интересует не развитие сектора НКО, а максимальное избавление от имущества. Город намерен пустить с молотка нежилые помещения в жилых домах, которые числятся на его балансе. Следовательно, в ближайшие пару лет на улице окажутся все действующие арендаторы. Коммерческие структуры, вероятно, найдут замену или выкупят площади; некоммерческие — нет. И новых вариантов муниципалитет не предложит: в списке свободных помещений осталось пригодных только семь. А некоммерческих организаций при этом пока существует два десятка. Выселение, вероятно, окажется для многих фатальным.

В стратегии развития города говорится, что через двенадцать лет число НКО в Чепецке должно достичь 60. Михаил Шинкарёв и Елена Савина работают на обратный результат.
Тем не менее, есть положительная сторона: активное развитие проекта ППМИ. И это является целиком заслугой Елены Горшковой, курирующей направление со стороны администрации.

Выселение всех и вся — законно? Не совсем. Федеральное законодательство обязывает муниципалитеты оказывать поддержку некоммерческим организациям в имущественной форме. Это закреплено нормами Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 7-ФЗ, Уставом Кирово-Чепецка и местным постановлением о порядке предоставления поддержки НКО.
С правовой точки зрения, муниципалитет не вправе выселять некоммерческие организации, не вправе отказывать им в поддержке или отказывать в заключении договора аренды без весомых причин. На практике, администрация избегает обязанностей в этом направлении. Есть примеры, когда добиваться имущественной поддержки приходилось через суд.

Выселение законно в случаях, когда организации не относятся к добросовестным арендаторам. Например, задерживают коммунальные платежи. Среди НКО примеры неплательщиков тоже есть: центр «Боец» должен почти полмиллиона рублей, фитнес-клуб на ул. Сосновой — больше полутора сотен тысяч рублей. Непонятно другое: если муниципалитет был в курсе накопления долгов в течении нескольких лет, то почему не принял своевременных мер?
Но даже в случае с неплательщиками к вопросу можно подходить с двух точек зрения. С формальной и выселением, этот путь выбрала администрации. Или с социальной: если деятельность организация полезна, то почему никто не предложил им помощь? Выбор бесчеловечной позиции привёл в этом году к потере двух детских секций. Впрочем, подобный подход главы администрации не нов. Десять лет назад при его участии ликвидирован ВСК «Тантал», точно также — через выселение из помещения. Никакой альтернативы «Танталу» Михаил Шинкарёв не создал.

Выгонят, потому что могут? В своих действиях администрация ссылается на «оптимизацию муниципального имущества, не связанного с исполнением муниципальных полномочий» + намерение включить помещения в прогнозный список приватизации. Ссылаться на несуществующую правовую норму, конечно, нельзя. Как нельзя оперировать «намерениями». Официальные заявления обязаны опираться на действующие законы, а не выдумки. А оказание поддержки некоммерческому сектору входит в полномочия муниципалитета и, следовательно, такое имущество оптимизации не подлежит.

Это выгодно администрации? Не совсем. Некоммерческие организации делают то, на что муниципалитет не способен. Помощь отдельным социальным группам, обеспечение досуга подросткам, работа на развитие культуры, спорта, патриотизма, благоустройства, гражданского общества. Плюс, воспитательная функция молодёжи. С которой наша образовательная система не совсем справляется, что видно по диким поступкам школоты, которая «славит» Кирово-Чепецк на всю страну.
В свою очередь НКО вовлекают молодёжь в занятия спортом и волонтёрские движения. Проводят многотысячные акции (от гонок на льду имени Терещенко до «Бессмертного полка»). По численности участников мероприятия некоммерческих организаций сопоставимы с теми, что проводит город. По факту, самые заметные массовые мероприятия последних лет проведены или активистами или предприятиями без какого-либо участия муниципалитета. И, конечно, редкое муниципальное гуляние обходится без волонтёров из некоммерческого сектора.

Выгода от существования гражданских институтов просчитывается логически и экономически. Стоимость оказанных населению услуг, вложений в городское благоустройство или массовые мероприятия в разы превышает стоимость арендованных помещений. Для адекватного города — это хорошая сделка, в которой на вложенный рубль приходится десяток рублей в виде социальных услуг. Если рассмотреть примеры с цифрами: стоимость «Бессмертного полка» перешагнула отметку в четверть миллиона рублей, «МамаЛэнд» обошёлся в сумму около полумиллиона, эквивалентная сумма вложена в содержание и ремонт сквера на Горького, ледовый трек (который проводят «афганцы») стоит четверть миллиона рублей, каждый опен-эйр обходится не дешевле полусотни тысяч рублей. Это только свежие вещи, которые бесплатны для горожан и где городской бюджет не вложил ни копейки.

Число реально действующих НКО в Кирово-Чепецке не велико. Но некоммерческий сектор оказывается на порядки эффективнее в плане расходования средств. Муниципалитет никогда не проявит той изобретательности в экономии денег или в умении обходиться без них.
Поэтому выбор у муниципалитета выглядит так: заработать сиюминутную прибыль от продажи имущества, либо годами получать выгоду в форме социальных услуг и мероприятий. Что выбирают главы — вполне очевидно. Распродавать имущество и выступать с критикой горожан, обвиняя их в мрачности, безответственности и пассивности.

Почему в Кирово-Чепецке взята стратегия против общества? Мы не знаем. Не получается найти разумного, логичного и законного объяснения. Есть ощущение, что ведётся борьба с местными НКО. А гражданский сектор отстраняется не только от решения вопросов о градоустройстве, но даже от информации о нём. Кирово-Чепецк пришёл к колоссальной степени информационной закрытости всего, что касается деятельности и планов власти. Когда, например, вы последний раз слышали, чтобы местные чиновники признавали ошибки и недоработки?
Город, в котором хочется жить, устроен совершенно не так. Муниципалитет сбрасывает с себя лишние «заботы» в виде взаимодействия с обществом и даже адекватной информационной работы. И горожане от этого вряд ли выигрывают.







[ вернуться к новостям ]