06.03.2018 13:37


Сколько ждать прекрасного дорожного будущего в городе, который последнюю пятилетку получал огромные деньги на ремонт? С той поры, когда Кирово-Чепецк получил огромные налоговые возвраты от химических производств, ситуация с дорогами резко изменилась. С того момента всякий сезон удавалось собирать на инфраструктурные проекты колоссальные деньги. Благотворительная помощь компании «Уралхим», региональная поддержка, федеральные программы и поддержка. По сегодняшней статистике получается, что больше половины местных улиц находятся в нормативном состоянии!

Общественная палата Кировской области в Кирово-Чепецке

А насколько успешно получается беречь и содержать сделанное? Развивается ли эта часть городского ЖКХ? Горожане могли бы сказать пару слов по этому поводу. Региональная группа контроля общественной палаты послушала чепецкую администрацию и нашла за что их похвалить, где поругать, а где чиновники откровенно лукавят. В состав группы общественного контроля с этого года входит Чепецк.РУ.

Ситуация #1. Пять лет администрация не продвигалась в борьбе с подснежниками, которые мешают уборке улиц: то нормативного акта не хватает, то фототехники, то взаимодействия с правоохранительными органами, то временных знаков. Этой зимой пошло движение в правильном направлении.
Нет, эвакуировать брошенные под сугробами машины так и не научились, но пару раз удалось переместить мешающий транспорт на десяток метров и нормально справиться с чисткой. Пара раз — ещё не система, а больше показательное выступление, но шаг сделан и это плюс.
Муниципалитет принимает меры, чтобы «отучить» автовладельцев ставить машины на ночь там, где они мешают уборке. За три месяца составили больше двухсот протоколов за оставление транспортных средств на время больше суток и в периоды ночной чистки дорог. Административный штраф при этом составляет 5 тысяч рублей. Это почти плюс, если бы не перегибы. Например, жители улицы Сосновой рассказали о том, что получили штрафы в ночь, когда уборка улицы не планировалась и не проводилась, сама улицы уже была очищена и отсутствовали снегопады. Получается, что штрафы наложены безосновательно. Минус, если муниципалитет занимается бессмысленными штрафами, а не борьбой за качество очистки. И жирный минус, что Денис Копосов назвал ситуацию «частным случаем» и не прокомментировал её.
Тем не менее, работа по очистке улиц от мешающих подснежников получила развитие.

Ситуация #2. Потребовалось три недели после снегопадов, чтобы за уборку дорог, с чистым сердцем, можно было поставить «4+». Подрядчики даже успели заняться чисткой треугольников обзора на перекрёстках и поработать над видимостью на пешеходных переходах. Однако несвоевременность и низкая скорость реакции — пожалуй, главные минусы обслуживания дорог. Есть ли перспективы к улучшению?
С одной стороны — да. Плюс в том, что подрядчики обещали подумать о новой технике, если с ними заключат долговременные договоры. Их заключили, пока техники не прибавилось. Даже кировский подрядчик, в основном, пользуется бывшей техникой обанкротившегося «Коммунального хозяйства». С другой стороны, реальной конкуренции на торгах всё-таки не было. Кировского подрядчика больше «уговорили» заявиться, причём под не самыми правдивыми предлогами. За четыре года потеряна масса муниципальной техники, часть находится в «ДЭС» и используется не слишком рационально. И основные подрядчики как были, так и остаются, — «Автоколонна-12» и «Экогород». Общее количество используемой спецтехники не растёт.
Печальный минус, что вместо развития общая техническая база, скорее, сдала назад. В муниципальной собственности осталось немногое.

Ситуация #3. Куда подрядчику вывозить снег, если муниципалитет не определил место снежной свалки? В декабре, на заседании комиссии в УФАС директор МКУ «ДЭС» Александр Четвериков ничего внятно не отвечал на этот вопрос и терялся как процесс контролируется. Подрядчики не раз поднимали этот вопрос на профильных депутатских комиссиях. Но к приезду рабочей группы чиновники подсуетились и предъявили документ, о существовании которого ранее никто не упоминал. Якобы, снеговая свалка существует три года, а расположена она у здания № 9 в квартале «Цепели». Николай Цепелев, руководитель дорожного отдела, заверил присутствующих, что дорожники знают об этой свалке и давно ей пользуются.
И это откровенное лукавство. Подрядчики были предоставлены сами себе. Поэтому, например, техника «Автоколонны» сваливает грязный снег на пустыре напротив распредцентра «Пятёрочка», чем серьёзно нарушает природоохранное законодателство. Будь законная свалка, неужели бы исполнители стали нарываться на неприятности? Тем более, что прокуратура уже занялась этим инцидентом.
На «законной» снеговой свалке, которую чиновники показали рабочей группе — снега почти нет. Зато целые горы высятся на незаконной, а это куда убедительнее любых заверений. Плюс в том, после разбирательства в УФАС вопросом снеговой свалки постепенно начали заниматься (пусть и с изобретения документов задним числом).

Ситуация #4. Минус, что муниципальная контрактная система не совершенствуется. В Кирове, к примеру, система построена разумнее: плохо почистил дороги — получишь меньше денег. Администрация областного центра выезжает в рейды, проставляет баллы. Каждый месяц высчитывается среднее арифметическое от полученных в рейдах оценок. И только после этого перечисляется плата за содержание дорог. Справился на четвёрку из пяти — получишь на 15% меньше денег, а если получил меньше 2.5 баллов — не получишь ни копейки. И это правильный подход.
В Кирово-Чепецке системы оценок нет. Бюджет выплачивает полную стоимость, даже если подрядчик работает из рук вон плохо. И нет никаких признаков того, чтобы муниципалитет собирался менять порядок взаимоотношений к лучшему. За три прошедших года за плохое выполнение контрактов по обслуживанию дорог не было ни одного штрафа. Этот факт также озвучивался Чепецк.РУ при разбирательстве в УФАС. И штрафы, внезапно, появились — это плюс! Два раза по пять тысяч чиновники штрафовали «Стройхлынов», занятый на уборке центральных улиц. Но вряд ли подобный штраф способен кого-то мотивировать при многомиллионном контракте.

От эффективности использования грейдер «ДЭС» погряз в снегу.

Ситуация #5. Если сравнивать цену обслуживания одного квадратного метра площади дорог, то чепецкая цена очень близка к условиям областного центра. Можно говорить, что это мало. Но муниципалитеты находятся примерно в равных условиях и обязаны выстраивать эффективную работу. Рационально ли при этом используются имеющиеся средства? Потеря техники, разрушение работающего муниципального предприятия и… покупка новой техники на 9 млн рублей (это почти треть от годовой цены обслуживания улиц). Пять новых единиц техники (включая грейдер) простаивает в МКУ «ДЭС». И это страшнейший минус. На предприятие возложили обязанность чистки общественных территорий и площадей, но это занимает ничтожно мало машино-часов. Получается, что муниципалитет сверх меры вложился в технику, которая мало используется для повышения комфорта горожан. Последовательную деградацию коммунального обслуживания Кирово-Чепецка и перерасход средств — вряд ли это можно назвать рациональными шагами со стороны муниципалитета.

Ситуация #6. Отношения с подрядчиками выстроены непрозрачно. К примеру, в обязанности «Экогорода» входит чистка дороги по дамбе на пляже от улицы Луговой. По факту, эта дорога на чистится, а на спасательную станцию и к стройке кафе у пристани транспорт добирается под аварийным мостом. Движение под которым формально закрыто администрацией. Фактически же чиновники не оставляют безопасного пути для людей, поскольку альтернативный путь находится под снегом.
В жилом секторе ТЭЦ (ул. Молодой Гвардии, 30 лет Октября и т. д.) дороги давно превратились в грунтовые, хотя в контрактах числятся как асфальто-бетонные. Разница в порядка обслуживании и в его стоимости значительная.
Как оплачиваются подобные работы и контролирует ли администрация все случаи, когда реальность не соответствует их бумагам? Вопрос открытый.

Ситуация #7. То, что произошло с улицей 60 лет Октября — пример того, что в чепецкой администрации формализм давно победил эффективность и целесообразность. Из-за отсутствия своевременного ямочного ремонта город почти потерял дорогу, пока чиновники ввязались в заведомо безуспешный спор с подрядчиком. Прошлой осенью, благодаря давлению депутатов, на улице провели беглый ямочный ремонт, который обещали продолжить весной. Выяснилось, что этому обещанию сбыться не суждено: администрация рассчитывает, что дорогу починят по программе «Моногорода» в рамках строительства «объездной». Грубо говоря, улицу бросили до этого времени. Минус, что город не использует всех возможность по сохранению инфраструктуры.
Кирово-Чепецк сделал гигантский шаг вперёд в капитальном ремонте дорог. Но остальные улицы разваливаются с удвоенной скоростью, поскольку объёмы ямочного ремонта катастрофически сократились (хотя расходы при этом едва ли не выросли). Это откровенный минус обслуживания дорог.

По результатам визита региональная группа контроля общественной палаты направит чепецкой администрации замечания и предложения по устранению недоработок и исправлению провалов. Закон обязывает чиновников реагировать на эти замечания, но что получится на практике — покажет время.







[ вернуться к новостям ]