20.12.2017 20:11


ГИБДД десятками выдаёт предписания о колейности и гололёде на дорогах. В чепецких судах автомобилисты регулярно выигрывают дела о взыскании ущерба с подрядчиков. Больше 90% горожан говорят, что качество уборки снега зимой оставляет желать лучшего: заужение проезжей части, колейность, ужас на второстепенных проездах и во дворах.
Последние четыре года обслуживание улично-дорожной сети администрация передала в частные руки. Но при этом качество работ не только не выросло, но даже ухудшилось. И перспективы к улучшениям не только не угадываются, но даже не обсуждаются ни чиновниками, ни депутатами.

Изучали опыт муниципалитета и аукционную документацию и разбирались почему уборка улиц в Кирово-Чепецке не становится лучше.





Непрекращающаяся череда перемен


Реформа «Коммунального хозяйства», переход «ДЭС» от прямых работ к функциям распорядителя средств, потеря муниципального участия и приход кировских подрядчиков. Всего за четыре года. От работающей и постоянной системы Кирово-Чепецк пришёл к ситуации, где сложно прогнозировать результат. В которой не власть предписывает подрядчикам как должны быть почищены улицы, а подрядчики пытаются манипулировать властью и диктовать свои условия. А система, в которой нет стабильности, не может показывать хороших результатов.
Пока город убирался одной муниципальной организацией, найти управу получалось легко. Вызвать «на ковёр» муниципального подотчётного директора и требовать выполнения работ. Это срабатывало во всех случаях, даже если требовалось срочно построить вертолётную площадку. Можете представить такое сейчас?
Сейчас подрядчики подчиняются только условиям муниципальных контрактов. А если документация плохо составлена, то спрашивать за результат можно только с администрации.



Не хватает техники


Её и раньше не хватало, а после реформирования коммунального хозяйства — ситуация усугубилась. Можно забыть про машины, что были в «Коммунхозе». Что не сломали (или не сожгли) за три года — будет распродано на аукционах. А речь идёт о десятках единиц. Машин же «Экогорода» и «Автоколонны-12» недостаточно для нормального обслуживания улиц, отсюда который сезон в городе есть проблемы. А с техникой, купленной в МКУ «ДЭС», ситуация совсем загадочная. Как используется, грейдер, купленный бюджетом за 8 млн рублей? Где катаются «маленькие машинки» (слова бывшего директора учреждения), на которые пошло ещё 4 млн рублей? Зачем было тратиться на технику для ДЭСа, который выполняет просто посредническую функцию?
Коммерческий рынок не предложил муниципалитету ни лучших условий, ни лучшего качества, ни конкуренции. Хотя именно на это уповали реформаторы.



Даже на бумаге не выглядит гладко


Ни один договор заранее не охватит всех нюансов, которые возникают при работах. Но для этого существует актуализация документации. Есть проблема с обслуживанием дорог? Надо учесть её при заключении следующего контракта. К сожалению, система муниципального заказа не сделала ни шага вперёд. А когда чиновники и специальные учреждения невнимательно относятся к подготовке документов — это работает против города и его жителей.
Что не учтено? Администрация не определила место снежной свалки, хотя требует вывоза снега. Не предписала подрядчикам иметь запас реагентов для оперативной посыпки при образовании гололёда. Не объяснила что значит «организовать круглосуточное дежурство дорожных служб» и его порядок. В отдельных контрактах нет даже перечня улиц, которые требуется убирать (например, в Каринторфе).
Но хуже всего обстоят дела с контролем очистки дорог.



Нет никакого контроля


Если работа сделана плохо, то платить за неё следует меньше. Это предусмотрено не только гражданским кодексом, но и законодательством о контрактной системе закупок. Как это работает в нормальных городах? Контракт включает порядок оценки качества уборки и таблицу сообразного уменьшения стоимости в зависимости от оценки. В Кирове подрядчики получают оплату помесячно, действует пятибальная система оценки по ряду критериев (например, наличие колейности и заужения, отсутствие вывоза снега, снежные валы у пешеходных переходов и др.). Администрация областного центра выезжает в рейды, проставляет баллы. Каждый месяц высчитывается среднее арифметическое от полученных в рейдах оценок. И только после этого перечисляется плата за содержание дорог. Набрал меньше пяти баллов? Получишь меньше денег. Причём, построена гибкая система. Справился на четвёрку — получишь на 15% меньше денег, а если получил меньше 2.5 баллов — не получишь ни копейки. И это правильный подход.
В Кирово-Чепецке системы оценок нет. Бюджет выплачивает полную стоимость, даже если подрядчик работает из рук вон плохо. Предусмотрены только мизерные штрафы (5 тысяч рублей), которые на практике редко накладываются. А при нарушении правил благоустройства подрядчиками административный контроль не действует. Единственные штрафы накладывались только после того, как обращения направляла наша редакция.
Администрация лишает себя инструмента контроля, экономии бюджета и повышения качества работ. Что это, если не вредительство? Почему Кирово-Чепецк не берёт пример с городов, где система отлажена и есть положительные результаты?



Подснежники — остаются


Не меняется и главная боль дорожников. Как нормально почистить улицу, если на обочине припаркованы машины? А порой и брошены на долгие месяцы. В нормальных городах с этим справляются, налаживают взаимодействие с ГИБДД. И оперативно эвакуируют машины, которые мешают очистке от снега. В конце концов, почему из-за нескольких автолюбителей должны страдать тысячи, кто проезжает по улице?
В Кирово-Чепецке наладить этот процесс не получается. Пять лет муниципалитет находит причины, почему не может исправить ситуацию: то нормативного акта не хватает, то фототехники, то взаимодействия с правоохранительными органами. Минус в том, что подрядчикам не станет проще убирать улицы и качество этих работ едва ли улучшится само по себе.
Но почему в Кирово-Чепецке находят поводы не делать то, что получается делать в других городах?







[ вернуться к новостям ]