15.11.2017 19:43


Ухоженные улочки цвели и благоухали, каждый на совесть делал свою работу, а кумиры были идеальны до зубовного скрежета. Но давайте честно: люди в любые времена допускают промахи, всегда существовали недоработки и ошибки. Зачастую такие, что вспоминать стыдно и… в истории они почти не сохраняются.
Изучили книгу чепецкого историка Владимира Дубовцева и собрали десять фактов из истории, что и не снились сегодняшнему городу.





«Чтобы копаться в земле — грамота не нужна»


Работала в Усть-Чепце спичечная фабрика, давала селянам рабочие места. Вроде бы и хорошо, но… говорят, что люди там трудились в нечеловеческих условиях. Не гнушались и детским трудом: за тысячу склеенных коробков они зарабатывали три копейки (хватит на полбуханки чёрного чёрствого хлеба или кило лука).
Но работа была. И родители не стремились отдавать чадо обучать грамоте. Говорили так: «чтобы копаться в земле — грамота не нужна». Поэтому посещаемость была отвратительной. В 1887 году пришлось закрыть на четыре года женское начальное училище в связи с полным отсутствием учениц.



Жёсткий быт строителей теплоцентрали


Если бы не война, то не видать бы Чепецку ни теплоцентрали, ни промышленных предприятий. До 1940-х годов строительство ТЭЦ шло ни шатко, ни валко и активизировалось только из-за острого дефицита электроэнергии в регионе. Рабочих согнали на стройку по нескольким областям и жилось им, мягко говоря, несладко. «Общежитие, где размещено до 200 рабочих ТЭЦ, не благоустроено. У большинства людей нет матрацев, и они вынуждены спать на голых досках. В общежитии редко бывает кипячёная вода. Нет сушилки, где можно бы высушить одежду и обувь… Нет никакого инвентаря для проведения культурно-массовой работы, нет газет, журналов и радио». Пустой барак и голые доски, сырость, промозглость и бесконечная работа.



«Так и жили в цехах»


Война поставила в нечеловеческие условия миллионы жителей страны. Не сладко приходилось и рабочим первых цехов химкомбината. Их было два: по производству карбида кальция и «тары» (снарядов и мин). Трудились там подростки, женщины и пожилые мужчины. «Работали по 12 часов в сутки, раздетые, полуголодные… Были случаи, когда не уходили из цехов по три-четыре дня, там и жили. Кушать приносили прямо в цех. А вечерами нередко ходили разгружать вагоны на ТЭЦ».



Директора могло и не быть


Юрий Николаевич Калинин — почётный гражданин Чепецка, прошедший путь от подмастерья до директора ТЭЦ. Человек, которого руководителем выбрали сами рабочие за его честность, человечность и трудолюбие. Он не понаслышке знал тяжесть труда, потому что сам едва остался цел. «Подросток Юра Калинин, работавший кондуктором, грелся в паровозной будке. В это время его вагон с тормозной площадкой сошёл с рельсов прямо на деревянном мосту через Чепцу (упал вниз). Следователь НКВД дал нагоняй начальству („сколько ещё вы будете издеваться над людьми“), и вскоре подросток получил тёплую фуфайку и ватники».



С бумкомбинатом не сложилось


В пригороде Чепецка есть железнодорожная станция «Бумкомбинат», а самого предприятия никогда не было. Как так вышло? В советское время у нас хотели построить крупнейший в Европе бумажный комбинат. Но не срослось, хотя успели даже завезти оборудование. Планы изменила война и необходимость обеспечить стране более востребованные производства. «В условиях военного времени строительство бумкомбината приведёт к распылению дефицитных материалов, работ, замораживанию капвложений и удорожанию строительства». «Из-за недостаточности мощности первой очереди ТЭЦ бумкомбинат не будет обеспечен энергией ни в 1942, ни в 1943 году». Так в начале войны сообщил «наверх» инженер Иванов. Поэтому производство так и не появилось.



Благоустройство хромало


В советское время Кирово-Чепецк выиграл всероссийский конкурс по качеству благоустройства, настолько уютным и ухоженным его признало жюри. Но так не всегда было, хватало и разгильдяйства и наплевательства. Посёлки Просницу и Кирово-Чепецкий связывал 21 км дороги областного значения, в распутицу и зимой преодолеваемой лишь тракторами. «Пятиминутной прогулки по селу Чепца достаточно, чтобы посрамить многих руководителей. Дворы сельсовета и многих учреждений захламлены, замусорены, торговая площадь никем не прибирается». Проблемы были и после присуждения награды. Современники жаловались, что после строителей остаются горы мусора, из земли торчат куски железа и арматура. Но в советское время любой беспорядок ликвидировался в кратчайшие сроки, не в пример нынешнему времени.



И строители не безгрешны


В советские годы стройка шла ударными темпами и город рос буквально на глазах. Правда, хромала квалификация и ответственность строителей. Хотите пример? В строящемся здании школы № 1 сначала забыли сделать оконные проёмы и пришлось разбирать стену. Или вот: дома, сданные в эксплуатацию в декабре 1957 года пришлось капитально ремонтировать уже в следующем марте — разваливались дымовые трубы.



Стадион на кладбище


Мысли о том, чтобы сровнять с землёй кладбище в центре города («Красное») мелькали с советских времён. Считалось, что землю можно использовать как-то рациональнее. Почему этого не сделали? От рекультивации кладбище спасло только захоронение Бориса Петровича Зверева, а позднее — и Якова Филлимоновича Терещенко. А вообще-то были планы построить на этом месте комплекс из двух стадионов.



Особенности чепецкой медицины


Советская медицина — бесплатная, качественная и одинаково доступная всем горожанам. Но жалобы на некомпетентность, нерасторопность и грубость сотрудников «скорой» звучали и в советское время. А ещё жаловались на «блат», и не без причин. В диспетчерской городской «скорой», базировавшейся при МСЧ-52, висел отдельный список руководителей химкомбината. На их вызовы выезжали в первую очередь.
«В Кирово-Чепецке нередки случаи, когда, выехав на место, работники „скорой помощи“ отказывают больному в помощи лишь потому, что он работает в организации другого ведомства». Как насчёт злоупотреблений служебным положением? В декабре 1957 года главврач районной больницы укатила в Киров по личному делу на единственной санитарной машине. Захворавшую беременную женщину в больницу пришлось везти на санях с запряжённой лошадью.



«Нет уголка, чтобы полюбоваться»


Если спросить чепчанин, какое место в городе самое красивое, большинство ответит — набережная. Пусть даже до этого года там не хотя бы облагороженных дорожек. Поэтому руководство города критиковали за набережную с советских времён. Вот, к примеру, что говорил фотохудожник с мировым именем, наш земляк Алексей Михайлович Перевощиков: «Вот в Кирово-Чепецке улица, Вятская набережная: сплошная голая стена без архитектурных силуэтов. А ведь как любим нами этот берег! Теперь этот берег — свалка. Архитектор не додумался как-нибудь облагородить его. Такое новое — уродливо. У нас нет в городе уголка, чтобы полюбоваться им. Когда делали фильм о городе, я говорил об этом. Стёрли. Идя по городу, не смотрите по сторонам: всё равно ничего красивого не увидите».







[ вернуться к новостям ]
Лагуна