11.08.2015 10:17


Фантазия человеческая безгранична, и зачастую дела давно минувших дней в устных рассказах порядком преображаются. Докопаться до истины и понять как было на самом деле — уже вряд ли получится, так что остаётся только удивляться, да гадать где заканчивается быль и начинаются небылицы. Мы продолжаем рассказывать истории, которыми поделилась с нами ведущий методист районной библиотеки Татьяна Мальцева.
На этот раз поговорим об особенностях охоты на домовых, расскажем про Великий кандальный путь через Вятку, о голодных волках и о том, где клад зарыт.





А учительницу волки съели


Истории частенько бывают страшными и без напускного мистицизма. Плюс, несут образовательную функцию: дескать берегись, есть опасность! Например, в селе Каринка старейшие жители рассказывают про нападение волков. Шла зимой учительница в Вожгалы по Щипачевскому тракту, да напала на неё стая голодных волков. Так и сгинула — остались от неё только рожки да ножки ноги в валенках. Остальное всё изорвали.



Как в Фатеево домовых ловили


Это село славится своими легендами о домовых. Некоторым даже удавалось поймать. Одна жительница хвасталась, что делала это дважды. Ночью домовой начинал пыхтеть и полз по телу. Тут-то она его и словила за лапу! Даже количество пальцев успела сосчитать — их шесть.
А многодетной семье Антонины Волосатовой дали новую квартиру, отдельная комната досталась только старшенькому мальчику Игорю. И почти сразу после новоселья началась чертовщинка: по ночам из отдушины стало выходить лохматое существо двухметрового роста. Оно так и норовило парня помять и поломать, а тот от страха убегал к сёстрам. И было так целый месяц, пока не приехала тётка и не поселилась в той комнате. Видимо, тётка была куда суровее чудища.




Явление иконы в Пахомовке


Село появилось в 1678 году, а раньше на том месте стояла деревенька Пахомовка в девять крестьянских домов. Началось всё с того, что волостное духовенство надумало построить церковь на Вяткинском угоре, чтобы видно было далеко. Но в ночь на один из престольных праздников при въезде в село явилась будто бы чудотворная икона митрополита Филиппа. Икону перенесли на Вяткинский угор, где собирались церковь строить. Только икона вновь материализовалась в прежнем месте. Послание было довольно однозначным, там и возвигли церковь. А заодно переименовали село и речушку рядом в Филиппово и Филипповку.




Клад Домнинского леса


Поиск клада — это не только интересно, но ещё и неплохой способ поправить благосостояние. Вот и историй о кладоискателях много. В Селезенихе, например, до революции жил богатый господин по фамилии Домнин. В собственности имел большой дом, много лошадей, скота, пахотную землю и лес (его так и называли — Домнинский). Пришла революция, Домниных раскулачили и угнали в Сибирь. Рассказывают, что перед самой отправкой его предупредили, так что старший сын успел скрыться, а сам Домнин до обыска собрал всё самое ценное и закопал. В советское время клад пытались найти, но не вышло.




Похоронили заживо


Эта история напоминает какую-нибудь страшилку, вот только факты свидетельствуют о её реальности. Рассказывают, в селе Каринка при родах умерла женщина — Клавдия Бельтюкова. Вот только не умерла в полной мере, а впала в летаргический сон, так как болела испанкой. Положили девушку в мертвецкий амбар до похорон, а она там возьми и оживи. Понесли отпевать в церковь, а у неё руки тёплые. Зеркало на рот клали — оно запотевало. Но духовенство в те времена считало, что если внезапно ожившего человека отпустить, то все священники в округе умрут. Так что пришлось доделать дело до конца и похоронить её.




Эти страшные колдуны


Колдунов раньше не просто недолюбливали, их откровенно боялись. Рассказывают, была как-то свадьба и все собрались, свадебный поезд поехал от деревни к деревне, а колдуна позвать забыли. Он их и заморочил в отместку: заплутала процессия. Некоторые благополучно добрались, а одна пара свернула неудачно. Их лошадь в снегу завязла, а они и замёрзли.
А в другой деревне обиженная старшая сестра по наущению колдуньи подбросила молодому жениху шишку в кушанье. Жизнь молодой пары была несчастливой, а муж сделался охальником гулящим.



Великий кандальный путь


Селу Бурмакино уже более четырёх сотен лет, а стоит оно на старинном Казанском тракте. Здесь шли торговые обозы, гнали заключённых на каторгу. К 1883 году здесь прошло полтора миллиона каторжников. В своё время Екатерина II распорядилась посадить вдоль тракта берёзы на расстоянии 4 аршина (около трёх метров по-нашему). Так была меньше вероятность потерять дорогу в снег или непогоду, да меньше шансов, что зимой дорогу занесёт. Александр I, преемник Екатерины, распорядился построить специальные здания — этапы. Часто такие этапные ночлежки находились при храмах. Тракт называли Великий кандальный путь или просто — Екатерининский.







[ вернуться к новостям ]