13.05.2015 09:28


История Кирово-Чепецкого района насчитывает даже не сотни, а тысячи лет жизни здесь человека. Восемь тысяч лет назад сюда забрели первые поселенцы. Где же народный фольклор, неужели за такое время у нас не образовалось легенд? Сотрудники районной библиотеки озаботились сохранением этих историй. О них нам рассказала ведущий методист Татьяна Мальцева.
Бродячая церковь, закопанный живьём младенец, месть деревьев и, конечно, призрак — семь интересных историй ждут вас!





Бродячая церковь


Церкви в легендах фигурируют часто, ведь вся мистическая жизнь так или иначе вращается вокруг них. Вот что приключилось в Пасегово на строительстве Знаменско-Богородицкой церкви где-то триста лет назад. Завезли материалы, выбрали место, собрались строить, но не на ночь же глядя начинать. На следующий день пришли, а на месте ничего нет! Все материалы лежат почти в центре села. Не поленились, отнесли обратно, фундамент заложили. Тут как раз стемнело — время спать. Тишина стоит, ни шороха не слыхать. Утром просыпаются, а история-то повторилась: и кирпичи, и даже фундамент в центре села оказались. А когда подходили к тому месту, увидели на деревьях лик Богородицы. С такими недвусмысленными намёками о месте для храма поспорить сложно.




Деревья отомстили


Переехала как-то семья в Пасегово, дом купили, обживаться начали. Как раз напротив их дома вдоль дороги росли деревья — большие, раскидистые. Не угодили они новосёлам: то ли свет загораживали, то ли ещё что… срубили их, даже пенёчки выкорчевали. Прошёл день, настал вечер, спать улеглись. И снится главе семьи сон — появился ангел в белых одеждах и говорит: «Уйдёшь отсюда». А куда идти? Дом куплен, средства вложены, не бросать же. Вот и остались. Было их в семье вместе с детьми и бабушками восемь человек. До конца года все умерли: кто-то от болезни, кто-то ошпарился, кто-то утонул, а кого-то и вовсе дикие звери задрали. Решили тогда все сельские жители, что это деревья отомстили.



Ситец аукнулся


Бурмакино — село старинное, да ещё и самое протяжённое, пять километров длиной. Когда-то особенно выделялась там Богородицкая церковь из светлого камня. Да только от неё всего и сохранилась — единственная фотография, ведь церковь снесли в 30-е годы. Тогда просили молодёжь помочь, а одной девчушке пообещали как оплату дать ситчика на платье. Бедно тогда жили, а какой девушке не хочется принарядиться? Таскать иконы к печке надо было. Ситец девушка получила, платье сшила и несколько лет после жила вполне себе неплохо. Но однажды спину её согнуло так, что разогнуться она не смогла. Никто с этим поделать ничего не мог — вроде молодая совсем, а тут такое. А на службе в церкви сказали: «Так это же наказание твоё». С тех пор и до самой глубокой старости говаривала она: «Вот как мне ситчик аукнулся».



Плачущий младенец


В XVIII веке через Бурмакино регулярно проезжали обозы с заключёнными. И вот однажды получилось так: вечером встали на ночлег, утром тронулись в путь, а одна девушка попыталась затеряться. Её, конечно, быстро нашли и отправили дальше, да только в берёзовой роще поблизости от села с тех пор стали слышать плач младенца. Искали-искали — ничего. Решили, что та девушка родила здесь ребёнка, да и закопала прямо живого. Позвали батюшку, чтобы освятил рощу, но только напрасно.
Как-то возвращалась пара с вечеринки под утро, шли через рощу. Сели под берёзкой передохнуть и вдруг услыхали откуда-то сверху плач младенца. Смотрят, а над ними колыбель меж двух берёз раскачивается. Дёру дали, потом одумались, вернулись, а колыбели и след простыл. Поговаривают, плач младенца ранним утром до сих пор слышат несколько раз в году.




Невидимый пассажир


Бурмакинский лес — таинственный, полный загадок. Сейчас на телегах уже не ездят, а вот раньше, годах в 30-х, да даже и в 40-х ещё происходило там что-то странное. Кто бы не ехал через рощу, рассказывали: на въезде лошади взбрыкивают, останавливаются и дальше ни в какую. И так пока не появится чувство, что кто-то невидимый не сядет рядом с тобой в телегу, тогда получается ехать дальше. Проезжаешь рощу — некто спрыгивает. Говорят, что если сегодня попытаться миновать лес на телеге, то встречи с невидимым пассажиром не избежать.




Самые лучшие сани


В череде не очень похожих на правду историй встречаются и вполне себе реалистичные. Оказывается, и в царские времена жили в нашем районе мастера, чьи работы ценилась на вес золота. Так, в Федяковском сельском поселении есть деревенька Ермолинцы. Там делали красивые расписные сани. Готовое изделие не только радовало глаз, но и сработано было крепко, на совесть. Именно на ермолинских санях знатные люди совершали дальние путешествия. Поговаривают также, что Александр II любил ездить только на санях, сделанных в нашей деревеньке.



Местная Иордань и слепой призрак


Считается, что село Кстинино названо неправильно, называться должно Крестинино. Давным-давно жили здесь иноверцы — пришли по делам, да так и осели. Решили язычников крестить в реке, с тех пор она и стала называться Иордань, а село — Кстинино.
Есть и местная кладбищенская легенда: раз в год появляется слепой призрак. Он является исключительно одинокому человек, зашедшему проведать могилку. Высокий мужчина незаметно подходит сзади, кладёт руку на плечо и просит помощи: помоги, выведи, не вижу ничего. Выведя его за оградку, вы понимаете, что он не отбрасывает тени. Что будет, если ему отказать — история умалчивает.







[ вернуться к новостям ]
Лагуна