18.02.2012 12:20


Одной из важнейших вех в истории становления Кирово-Чепецка было решение Госкомобороны СССР: с 1941 года форсировать строительство отделения ТЭЦ-3. Обеспечение топливом возложили на создающееся Каринское торфопредприятие.
Страна, вступающая в войну, остро нуждалась в энергоснабжении эвакуированных заводов. А каринское месторождение считалось одним из крупнейших — 28,3 млн тонн.

Фактически работы по добыче начались уже в 1942 году. Мужчины ушли на войну, на полях трудились в основном женщины — «торфушки». Это была тяжелая ручная работа: она не прекращалась и в осеннюю непогоду, и в летний зной, и в весеннюю распутицу. В 1943 году люди отрывались от добычи только для того, чтобы поспать 4 часа, часто это делалось прямо там, на торфополях. Ручной труд доминировал над механизированным до 1947 года.



Строителям Каринторфстроя необходимо было обеспечить водоснабжение гидроторфа — торфа, размытого водой, высушенного и нарезанного на куски. Нужно было подготовить 500 га полей разлива, построить жильё для размещения рабочих, продолжить строительство железнодорожных путей.
Строились насосная станция, прокладывались каналы, водоводы, плотины. К 1944 году кроме центрального посёлка Каринторфа уже стояли второй и третий. Стройка объединила разные национальности: русских, татар, удмуртов, прибалтов, узбеков… Были и пленные — немцы, венгры, румыны, поляки.



Чтобы перейти полностью на добычу фрезерного торфа, нужно было ещё в период с 1955 по 1958 год превратить все поля разлива в поля добычи фрезерного торфа, то есть за эти три года подготовить 1000 га полей. Реконструкцией полей разлива занималось торфопредприятие, а подготовкой новых полей до 1956 года — контора торфостроя. Применялись уже экскаваторы, так называемые полировочные барабаны. В работу включились сотни механизмов для уборки фрезерного торфа.
С 1957 года предприятие полностью перешло на добычу фрезерного торфа, объём которой на тот год уже достигал 674 тысяч тонн.

В то время посёлок процветал. Были и дефицитные товары, и продуктами посёлки торфяников снабжались отменно. Так продолжалось до тех пор, пока следующим приоритетом правительства не стало строительство завода № 752 — Кирово-Чепецкого химического комбината.

Во времена перестройки предприятие переживало не лучшие дни. Второй и третий посёлки были частично эвакуировали и к двухтысячному году они практически полностью вымерли. В 2002 году торфопредприятие было преобразовано и вошло в состав ЗАО «Вяткаторф».
Техническая база и подвижные составы старели. Торф как топливо становился все менее выгоден. ТЭЦ-3 переходила на газовое оборудование. В 2011 году добыча торфа на Каринском участке полностью остановлена, пути, ведущие в сторону третьего посёлка — разобраны. А торф стали возить с участка Прокопья, что на 30 км дальше. Чуть позже стало известно, что вскоре железнодорожное сообщение полностью прекратится.


В пятницу, 17 февраля, Каринторф проводил в город последний состав с торфом.
Больше грузовые поезда ходить не будут. А 1 июля остановят и пассажирское сообщение.

Железная дорога, которая по праву считается городской достопримечательностью и привлекает даже иностранных туристов — любителей поездов — перестанет действовать. Закроется одна из важных страниц истории становления Кирово-Чепецка.







[ вернуться к новостям ]