23.01.2009 16:26


17 января художественный салон "Этюд" встречал дорогих гостей - династию кировских художников Широковых. Художники Андрей Широков, его жена Маргарита и его сын Володя - дружно сопровождали старшего представителя династии - неутомимую труженицу, Заслуженного художника России Инну Алексеевну Широкову на открытии выставки ее работ в городе Кирово-Чепецке.

- В день празднования старого нового года, - пояснила директор салона Л.М. Шаклеина, - в салоне "Этюд" обязательно проходит выставка. Сегодня у нас очень большая радость - у нас в гостях Инна Алексеевна Широкова.

Хозяйка салона Людмила Михайловна зачитала отрывок из биографии Инны Широковой о том, как новогодние праздники проходили в годы детства художницы: "Иногда взрослые ухитрялись устраивать праздники и нам, детям, но было это крайне редко. Помню елку в мастерских: шторы были раздвинуты, помещение казалось огромным, елка наряжена ватными игрушками, самодельными шарами из папье-маше и конфетами. Кругом висели бумажные яркие цепи - мне казалось это необычайно красивым. У елки мы пели, водили хороводы, рассказывали стихи и, помню, впервые увидели Деда Мороза. Первый раз в жизни мы с братом тогда попробовали какао. Как удалось взрослым достать его во время войны, я до сих пор не понимаю. Они оставили этот праздник нам на всю жизнь, хотя сами в это время почти все болели дистрофией от недоедания, еле держались на ногах от усталости и голода".

- Я из семьи художников, - пояснила Инна Алексеевна на встрече. - Папа Алексей Петрович Широков был живописец, мама Фаина Анатольевна Шпак тоже закончила отделение живописи, но потом занялась скульптурой.

Вы все, наверное, знаете памятник Ленину на площади в г. Кирове. Это как раз ее совместная с М.М. Кошкиным работа. У Вечного огня есть две стелы, две скульптурные композиции - одну из них тоже делала мама. Мама в Кировской области создала очень много памятников всевозможных. Брат у меня, правда, по этому пути не пошел: он - кораблестроитель. А я "включилась" - после школы поехала поступать в художественное училище в г. Горький, закончила его и с 1961 года работаю здесь, в Кирове.

- Вы знаете всех художников известных вятских?? - спросила Л.М. Шаклеина.

- Да, всех, - живо отозвалась художница, - и старшее поколение, и художников, которые сюда приезжали во время войны в эвакуацию, - я их всех помню, знаю. На протяжение всей жизни мы держали связь. Известные художники Чарушин, Быльев, Гладышева - целое поколение моего возраста. Юмагулов, Удов, Вершигоров немножко постарше. У нас было такое общество, когда все общались, знали друг друга, ходили по мастерским, помогали друг другу.

Теперь я уже одна из самых старших. Теперь уже пришли новые художники - я их почти не знаю.

Но и сейчас даже в выходные я беру свою собаку и иду в мастерскую. Причем, если я субботу или воскресенье по каким-то причинам пропустила, мне кажется, все идет насмарку, день потерян. Мне скоро будет 72 года, а я до сих пор каждый день работаю-работаю без отдыха.

Почему становится понятно, почему более половины работ Инны Широковой, представленных на выставке, - это работы 2008 года: "Сирень и яблоки", "Васильки", "Ромашки и люпин", "Пионы", "Весна", "Белки в парке", "Отдых", "Тюльпаны на окне", "Нарциссы", "Пионы и хохлома", "Осенний букет", "Дуня, сиди смирно, нас рисуют", "Цветы" и др.

По словам Инны Алексеевны, здесь представлена "очень малая часть, я сюда дала мелкие работы, у меня очень много больших работ: и натюрморты, и портреты, и композиции". (В октябре 2007 на выставке, посвященной 70-летию художницы, было выставлено около 150 работ Инны Широковой.)

- Больше всего вы ведь любите писать цветы и портреты? - уточнила Людмила Михайловна.

- Я портреты очень люблю. Я просто обожаю писать портреты. Цветы вынуждена писать, потому что портреты обычно не заказывают, а жить на что-то надо. Но если подходить к цветам, как к портрету, это тоже очень интересно.

На вопрос: "А какой цветок у вас любимый?" - художница ответила: "Пионы очень люблю". И, правда, 5 из 34 картин - изобраают букеты, составленные из пионов.

- У меня нет сада, покупать цветы очень дорого. Если мне принесут пару-тройку цветов, я могу сделать из них огромный букет, потому что цветок повернешь так - он такой, по-другому - он другой, по третьему - он опять выглядит иначе, на следующий день один распустился, другой немножко подвял, третий уже совсем склонился…

 Словно в ответ на это признание, от лица управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации Инне Алексеевне преподнесли яркие, созвучные с творчеством художницы герберы:

- Мы очень рады, что в эти праздничные дни у нас в городе состоялся еще один праздник - эта ваша выставка. Глядя на ваши работы, хочется жить.

Много цветов подарили, много добрых слов сказали художнице коллеги и поклонники. Особенно отметили в авторе любовь к братьям меньшим. Вспомнили черного пуделя Еву, с образом которого неразрывно ассоциируется творчество Инны Широковой. С огромной нежностью вспоминала Инна Алексеевна свою Еву:

- Ева у меня была замечательная. Когда я начинаю чей-то портрет писать, она садится рядом и начинает позировать, и ей надо сказать: Евочка, я тебя не буду писать, иди, ложись - пойдет, ляжет.

Директор кирово-чепецкой художественной школы Л.Т. Брылин предложил Инне Алексеевне устроить весной выставку ее новых работ на втором этаже выставочного зала художки, с чем художница охотно согласилась.

Преподаватель художественной школы В.А. Верстаков поприветствовал семью художников такими словами:

- На Вятской земле было древо Васнецовых - такое древо складывается и у вас. Инна Алексеевна и Андрей Широковы - художники со светлым взглядом на жизнь. Инна Алексеевна пейзажем не занималась никогда - и за нее, и за себя это сейчас делает Андрей. Мне очень нравятся работы Андрея. Хочется пожелать дальнейших успехов и ему, и его сыну, и следующим поколениям вашей творческой семьи.

На встрече Инна Широкова рассказала зрителям о значимом для вятской земли человеке - скульпторе Михаиле Михайловиче Кошкине:

- 20 лет он был председателем Союза художников. Именно он "поднял" дымковскую игрушку. Во время войны жили четыре старушки в Дымкове, лепили дымковскую игрушку. Он посадил их в свою мастерскую, начал привлекать молодежь. Я помню, в его мастерской эти четыре старушки сидели, у каждой было по одной - две ученицы, и из рук в руки показывали, как делается дымковская игрушка. Тогда, во время войны, все промыслы распались. Только дымковская игрушка стала процветать. Ее мастерицы становились членами Союза художников, заслуженными художниками. Благодаря Михаилу Михайловичу Кошкину у Вятки сохранилось лицо - дымковская игрушка.

Также на открытии выставки было представлено еще одно семейное древо в лице Эльвиры Ивановны - потомка династии художников Васнецовых:

- У Михаила-отца было шестеро детей: из них двое - художники Виктор и Аполлинарий, остальные, в основном, преподаватели. Один из них - Аркадий Михайлович - мой прадед. Аркадий Михайлович остался в Вятке, здесь он некоторое время был городским головой. При нем были построены электростанция, телефон, начал строится вокзал. Вместе с братьями Виктором и Аполлинарием они создали первый художественный музей, сейчас музей имени братьев Васнецовых.

Жили мы в г. Кирове в доме прадеда на Володарского 116. Сейчас этот дом-музей Васнецовых будут восстанавливать. Всю мебель, которую Аркадий Михайлович делал по эскизам Виктора Михайловича и которая была у нас в этом доме, мы отдали в кировский краеведческий музей. О, наш стол, за ним мы занимались, уроки делали, наши стулья! В Рябове - наши чернильницы! Все наше узнается в музеях - это очень приятно.

По традиции в этот вечер салон "Этюд" посетил и отец Николай. Церковный хор исполнил рождественские песни, романсы. Праздничное настроение поддержал исполнитель песен под гитару Олег Шатков. В дружеском кругу творческой интеллигенции презентовал новый сборник своих стихотворений Петр Бармин.

Наталья Масютина








[ вернуться к новостям ]
Лагуна